Хранение машин



Каждое предприятие обязано обеспечивать правильное хранение эксплуатируемых машин. Причем хранение может быть меж-сменное - с прекращением эксплуатации до 10 дней, кратковременное - от 10 дней до двух месяцев и длительное (долговременное) -более двух месяцев. Долговременное хранение может быть сроком До одного года и более одного года.

При межсменном хранении в летнее время требуется только организация охраны машин, а в зимнее время необходимо также принять меры, обеспечивающие пуск двигателя и защищающие их от воздействия низких температур.

Условия хранения каждого типа машин устанавливаются требованиями эксплуатационной документации. Например, ГОСТ 27252-87 (ИСО 6749-84) определяет правила хранения и консервации землеройных машин.

В зависимости от содержания в атмосфере коррозионно-активных агентов и размещения машин условия хранения подразделяются на следующие категории: А - легкие, В - средние, С - жесткие и D - очень жесткие, которые выбирает сам потребитель.

Межсменное и кратковременное хранение машин возможно на месте их эксплуатации и на базе предприятия, где они числятся на балансе, длительное же хранение - в основном на базе предприятия.

На межсменное и кратковременное хранение машины ставятся сразу после прекращения их эксплуатации, а на длительное - не позднее 10 дней с момента прекращения эксплуатации. Перед постановкой машины на длительное хранение проводят ее очередное техническое обслуживание. При этом все отверстия и щели (смотровые устройства, заливные горловины баков и редукторов, заслонки карбюраторов и вентиляторов, отверстия сапунов, выхлопные трубы двигателей и др.), через которые атмосферные осадки могут попасть во внутренние полости машины, плотно закрывают крышками, пробками-заглушками или другими специальными приспособлениями. Для обеспечения свободного выхода воды и конденсата из системы охлаждения сливные устройства оставляют открытыми. Капоты, дверцы кабин и горловины топливных баков закрывают, а при кратковременном и длительном хранении - пломбируют. Рычаги и педали механизмов управления устанавливают в положения, исключающие произвольное включение в работу машин и их основных частей.

При межсменном хранении машин на пневмоколесном ходу давление в шинах повышают сверх номинального, а при кратковременном и длительном хранении машины устанавливают на подставки (или подкладки) во избежание перекоса и изгиба их рам и других узлов и снижают давление в шинахдо 70... 80 % от номинального .При этом между шинами и опорной поверхностью должен быть просвет 8... 10 см.

При хранении машин необходимо выполнять следующие требования:

места хранения машин располагаются не ближе 50 м от жилых зданий, складских и производственных помещений и не ближе 150 м от мест хранения топливосмазочных материалов;

сооружения для хранения машин обеспечиваются противопожарными средствами;

расположение машин в местах хранения должно позволять вывести их в случае пожара;

открытые площадки и навесы для хранения машин располагаются в сухих незатапливаемых местах, поверхность площадок должна бытьровнойииметьуклон2... 3 %, обеспечивающий сток воды, а также твердое покрытие, способное выдержать нагрузку при перемещении и стоянке машины;

территория стоянки оборудуется ветрозащитными и снегозадерживающими устройствами и имеет по периметру водоотводные канавы;

на площадке размечают места стоянки и проезда машин, а на месте стоянки каждой машины должна быть табличка с ее маркой и инвентарным номером;

минимальное расстояние между машинами в одном ряду не менее 0,7 м, а между рядами - не менее 6 м;

при любых видах хранения машины на стоянках располагаются по видам и маркам так, чтобы обеспечить удобство их осмотра и обслуживания;

на стоянках запрещается производить чистку и мойку машин. Работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения машин выполняются лицами, за которыми они закреплены, под руководством механика.

Прием машин на хранение и выдача их с хранения оформляются приемо-сдаточными актами или записью в журнале учета. Сдача на склад сборочных единиц и деталей, снятых с машины, а также инструмента производится по описи, прилагаемой к приемосдаточному акту. При этом к ним или ящикам, в которых они хранятся, прикрепляют таблички с указанием марки и инвентарного номера машины. Приемо-сдаточный акт и приложения к нему хранят в бухгалтерии предприятия.

Техническое обслуживание машин, находящихся на длительном хранении, осуществляется в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.

Машины, длительно хранящиеся под навесом или на открытых площадках, должны проверяться не реже одного раза в месяц, а после сильного ветра, снегопада или обильного дождя - не позднее следующего дня. Машины, хранящиеся в закрытых гаражах, проверяют один раз в два месяца. Детали из резины и текстиля раз в три месяца необходимо проветривать и перекладывать, а при необходимости -дезинфицировать, насухо протирать и припудривать тальком.

Категорически запрещается разукомплектовывать машины, находящиеся на хранении.

При снятии машины с длительного хранения необходимо: снять ее с подставок или подкладок;

очистить ее поверхности от предохранительных смазывающих материалов;

снять все герметизирующие устройства (заглушки, склейки); повысить давление в шинах до номинального; установить на свои места все снятые при постановке на хранение детали и сборочные единицы; заправить систему охлаждения; залить топливо;

проверить уровень масла в картерах и при необходимости долить его;

проверить плотность электролита в аккумуляторе и при необходимости довести ее до нормы, соответствующей сезону эксплуатации; запустить и прогреть двигатель, проверить его исправность; проверить исправность действия различных механизмов. Данные о постановке и снятии с хранения должны заноситься в паспорт машины.