Диагностирование механических передач



Для диагностирования механических передач применяются различные методы. Например, определить общее техническое состояние передачи можно по мощности, затрачиваемой на прокручивание трансмиссии машины. Этот метод в основном применяется для колесных машин и может быть реализован на стендах с беговыми барабанами. Он не трудоемкий, однако требует использования дорогостоящего оборудования и большой площади для его размещения.

Виброакустический метод позволяет определить как общее техническое состояние трансмиссии, так и состояние ее отдельных элементов: зубчатых колес, подшипников, шлицевых соединений и т. д.

Однако он пока широко не применяется ввиду отсутствия серийно выпускаемых средств диагностирования.

По концентрации продуктов износа в смазке определяют износ сопряжений и отдельных деталей механических передач. Зная химический состав материала, из которого изготовлены детали, можно проследить за скоростью их изнашивания, при резком возрастании которой фиксируется начало аварийного износа. Для анализа пробы масла берут на работающей машине либо сразу после ее остановки пока продукты износа находятся во взвешенном состоянии. Наиболее точные результаты дает спектральный анализ проб путем сжигания масла в электрическом разряде. В этом случае по одной пробе масла можно оценить состояние различных деталей, однако отсутствие предельных значений концентрации продуктов износа и высокая стоимость спектрографической установки сдерживают широкое распространение данного метода.

Наибольшее практическое применение получил метод диагностирования механических передач по оценке суммарного углового зазора, для определения которого затормаживают входной или выходной вал передачи, а незаторможенный вал проворачивают, оценивая угол поворота при помощи специального люфтомера, например КИ-4832. Этот прибор, предназначенный для определения угловых зазоров в трансмиссии автомобиля, представляет собой рычажный динамометр, снабженный жидкостным угломером с пределами измерений ±90° и ценой деления шкалы 30 мин. При помощи специальных зажимов люфтомер закрепляется на валу, проворачивая который в одну сторону до выбора зазора, устанавливают нулевую отметку шкалы угломера. Полный выбор зазора определяют по резкому увеличению показаний рычажного динамометра. Проворачивая вал в другую сторону, находят суммарный люфт передачи, соединенной с валом.

Для определения суммарного углового зазора в трансмиссии неработающего автомобиля вывешивают ведущий мост и устанавливают на заднюю вилку карданного шарнира люфтомер. Зазор в карданной передаче проверяют при затянутом стояночном тормозе, а при определении углового зазора в коробке передач его отпускают и, поочередно включая все передачи, проворачивают карданный вал. Из полученных значений вычитают угловой зазор в карданной передаче. Для определения зазора в главной передаче шестерни в коробке передач устанавливают в нейтральное положение и затормаживают ведущие колеса. Предельные значения угловых зазоров в трансмиссии грузовых автомобилей составляют: в карданной передаче 5 ... 6°, в коробке передач 5... 15°, в главной передаче 55... 65°.

При диагностировании трансмиссии тракторов применяется также жидкостный угломер КИ-13909, расчитанный на измерение угла поворота до 9° с точностью до 15 мин. Смонтирован он в пластмассовом корпусе и крепится к валу при помощи магнита.

Для определения суммарного углового зазора в механизмах силовой передачи гусеничного трактора угломер устанавливают на ведущее колесо, освобожденное от звеньев гусеничной цепи. Угловой зазор в бортовой передаче проверяют при включении соответствующего бортового тормоза. Прикладывая к ведущему колесу через динамометрический ключ усилие 100... 120 Н-м, выбирают зазор в бортовой передаче, выставляют «0» на шкале угломера, проворачивают колесо в обратную сторону и определяют зазор. В зависимости от марки трактора предельное значение зазора составляет 2...4°. Для определения суммарного углового зазора в кинематической цепи всей силовой передачи выключают бортовой тормоз, и поочередно включая все передачи, проворачивают ведущее колесо. Суммарный зазор не должен превышать 7°, а разброс значений при включении разных передач - 30 мин.

Для проверки биения карданного вала применяют приспособление КИ-8902А, которое состоит из электромагнита и прикрепленного к нему через шарнир и телескопический зажим индикатора перемещений часового типа. Приспособление крепится к раме машины с помощью электромагнита, подключенного к бортсети напряжением 12 В. При диагностировании вывешивают ведущие колеса неработающей машины и включают нейтральную передачу. Используя шарнир и телескопический зажим приспособления, доводят поводок индикатора до соприкосновения с карданным валом и, провернув его на один оборот, определяют биение, которое для грузовых автомобилей не должно превышать 1,2 мм.

Пробуксовку сцепления проверяют при помощи стробоскопа, в котором момент возникновения вспышек синхронизирован с частотой вращения двигателя. Для двигателей с искровым зажиганием применяется стробоскоп Э-243, а для дизелей - стробоскоп из комплекта К-296. При проверке на карданный вал в месте, доступном для освещения стробоскопом, наносят меловую отметку. Для создания нагрузки на сцепление колесную машину устанавливают на стенд с беговыми барабанами, включают прямую передачу и стробоскопом освещают вращающийся карданный вал. При отсутствии пробуксовки сцепления меловая отметка будет казаться неподвижной.