Организация диагностирования



В зависимости от парка машин диагностирование проводят силами эксплуатационного предприятия или на специализированных предприятиях технического сервиса.

Виды технического диагностирования машин классифицируют по назначению (общее Д1 и углубленное Д2), периодичности (совмещенное с ТО и заявочное) и месту проведения (на эксплуатационном предприятии или на месте эксплуатации).

Общее техническое диагностирование Д1 заключается в определении работоспособности всей машины или ее сборочных единиц по интегральным диагностическим параметрам (длительности рабочего цикла экскаватора, удельному расходу топлива при работе двигателя и т.д.). В результате проведения Д1 делается заключение о допустимости дальнейшей работы машины или необходимости проведения углубленного диагностирования Д2 с целью определения причины неисправности. При Д2 состояние сборочных единиц проверяют по частным диагностическим параметрам (расходу картерных газов для двигателей, утечкам в гидроагрегатах и т.д.). В табл. 9.4 приведен перечень диагностических параметров, используемых при проведении Д1 и Д2 дизеля.

Диагностирование, как правило, совмещают с проведением работ по ТО. Плановое общее диагностирование проводят при ТО-1, ТО-2, ТО-3 и текущем ремонте, а углубленное при ТО-2, ТО-3 и по результатам проведения Д1. Кроме того, при возникновении отказов машины проводят углубленное диагностирование по заявке оператора.

В последнее время появилась сеть малых предприятий по оказанию услуг технического сервиса машин, в том числе и диагностирования, т. е. диагностирование в этом случае выводится из состава работ по ТО и становится самостоятельной услугой (товаром), которая оказывается по заявке клиента как в период эксплуатации, так и при оценке качества ремонта, остаточной стоимости машины и стоимости работ по восстановлению работоспособности и исправности машин, а также при купле и продаже машин, бывших в употреблении.

Работы по диагностированию на эксплуатационном предприятии проводятся в зависимости от размера и состава парка машин на специализированном участке (посту) диагностирования или на участке (посту) ТО.

Таблица 9.4

Перечень параметров, используемых при проведении общего и углубленного диагностировании дизеля

Диагностируемые системы и механизмы

Диагностические параметры

Д1

Д2

Дизель

Частота вращения коленчатого вала

+

-

Мощность двигателя

+

-

Удельный расход топлива

+

-

Кривошипно

Шумы и стуки

-

+

шатунный механизм

Цилиндропоршне

Компрессия в отдельных цилиндрах

-

+

вая группа

Количество газов, прорвавшихся

-

+

в картер

Система

Степень загрязненности

-

+

воздухоподачи

воздухоочистителя

Герметичность впускного

+

воздушного тракта

Система

Пропускная способность фильтрую

-

+

топливоподачи

щих элементов грубой и тонкой очистки

Давление впрыска и качество распыла

-

+

топлива форсунками

Производительность топливного насоса

-

+

Степень неравномерности подачи

-

+

топлива элементами топливного насоса

Угол опережения впрыска топлива

-

+

Частота вращения кулачкового вала

-

+

топливного насоса

Система смазки

Давление масла

+

-

Частота вращения центрифуги

-

+

Продолжительность вращения

-

+

центрифуги

Механизм

Плотность прилегания клапанов

-

+

газораспределения

Зазоры между элементами механизма

-

+

Угол начала открытия впускных

-

+

клапанов

Стук и шумы

-

+

Система охлаждения

Натяжение ремня вентилятора

+

-

Специализированный участок диагностирования располагается в специально предназначенном для этого помещении и должен быть оснащен всем необходимым стационарным и переносным диагностическим оборудованием в соответствии с составом парка машин. Примерная планировка специализированного участка диагностирования для смешанного парка машин приведена на рис. 9.40. Здесь зона 1 предназначена для машин на пневмоходу, а зона 2 -для гусеничных. Обе зоны оборудованы смотровыми канавами.

В первой зоне на смотровой канаве установлен стенд с беговыми барабанами для проверки тяговых и тормозных характеристик колесных машин. Оборудование для углубленного диагностирования колесных машин размещается в специальных шкафах. Для диагностирования тормозов лебедок грузоподъемных кранов установлен специальный стенд, позволяющий проверять автокран, находящийся рядом со специализированным участком. Вторая зона оснащена оборудованием для диагностирования дорожных машин на гусеничном ходу. Универсальное диагностическое оборудование (мотортестер, приборы для диагностирования электрооборудования, гидротестер) располагается между зонами. Каждая зона оснащается вентиляционными установками, позволяющими проводить диагностирование машин с работающими двигателями.

Для выполнения работ на местах эксплуатации машин диагностическое оборудование размещают в передвижных мастерских для ТО или специальных передвижных диагностических лабораториях. Комплект диагностического оборудования, размещаемого в передвижных мастерских для ТО, включает в себя приборы для проверки всех основных систем и агрегатов дорожных машин: двигателя, гидропривода, электрооборудования и т.д. Специальные передвижные диагностические лаборатории, как правило, предназначены для оценки технического состояния конкретного агрегата или системы дорожных машин, например гидропривода. В зависимости от состава парка машин и вида диагностирования оборудование в этом случае размещают в грузовых автомобилях повышенной проходимости или микроавтобусах. Для выполнения заявочного диагностирования конкретной машины может использоваться малогабаритное оборудование, размещаемое в легковом автомобиле.

Рис. Планировка специализированного участка диагностирования: 1 - стенд для диагностирования лебедок автокранов; 2 - пульт управления тормозным стендом; 3 - газоанализатор; 4- тормозной стенд; 5 - реостат; 6- верстак; 7 - подъемник гидравлический; 8- шкаф с диагностическим оборудованием; 9- мотор-тестер; 10- стеллаж для деталей; 11 - смотровая канава; 12- стенд для диагностирования гидрооборудования; 13 - компрессор; 14 - вентиляционная установка

Основными документами по организации диагностирования дорожных машин на базе автомобилей являются Инструкция по эксплуатации или Инструкция по техническому обслуживанию, а для дорожных машин на базе тракторов - Техническое описание и инструкция по эксплуатации. На основании этих документов разрабатывают раздел карты типового технологического процесса диагностирования; диагностическую карту, накопительную карту и комплект учетно-отчетных документов.

Диагностическая карта является первичным документом, в котором фиксируются результаты диагностирования и дается заключение о необходимом техническом воздействии. Накопительная карта предназначена для сбора сведений об изменении диагностических параметров, зафиксированных в диагностических картах в течение всего срока эксплуатации машины.

Последовательность измерений задается алгоритмом диагностирования, для реализации которого разрабатываются технологические карты, в которых приводятся порядок выполнения операций, перечень необходимого оборудования, режимы измерений, предельные значения диагностических параметров и трудоемкость работ.