Транспортирование машин



Транспортируются машины от изготовителя или фирмы-дилера к потребителю, с объекта на объект, к месту ремонта, технического обслуживания или хранения. При необходимости разрабатывается соответствующий проект.

В зависимости от конструктивных особенностей, массы и размеров машин, заданных расстояния и сроков, состояния дорог и других условий транспортирование может производиться собственным ходом, на буксире, грузовом автомобиле, прицепе-тяжелово-зе, железнодорожным, водным и воздушным транспортом.

По железным дорогам, водным и воздушным транспортом машины перевозятся в соответствии с правилами, действующими на этих видах транспорта.

В соответствии с требованиями изготовителя, содержащимися в руководстве по эксплуатации, и с учетом условий транспортирования машин на данном предприятии и местных условий главный инженер (главный механик) эксплуатирующего предприятия устанавливает способ транспортирования конкретного типа машин.

При этом необходимо учитывать следующее: гусеничные машины могут перемещаться собственным ходом только в порядке исключения вне дорог общего назначения на расстояние до 15 км. При перевозке их на большие расстояния применяют грузовые машины и прицепы-тяжеловозы. Экскаваторы и асфальтоукладчики на гусеничном ходу разрешается транспортировать только прицепами-тяжеловозами;

дорожные катки с гладкими вальцами и кулачковые катки транспортируют на грузовых автомобилях или прицепах-тяжеловозах;

пневмоколесные самоходные дорожные машины собственным ходом могут перемещаться только на расстояние до 20 км, а на буксире - до 150 км;

перевозку дорожных машин (особенно гусеничных, а также оборудования асфальтобетонных и цементобетонных заводов) на расстояние до 50 км, а в отдельных случаях и до 300 км целесообразно осуществлять на прицепах-тяжеловозах;

перевозка дорожных машин по железной дороге, водным и воздушным транспортом целесообразна на расстояние свыше 300 км.

В каждом конкретном случае при выборе способа транспортирования машины составляется технико-экономическое обоснование, в котором учитываются необходимое время прибытия ее на объект, стоимость перевозки различными видами транспорта, состояние и специфика существующих транспортных сетей, возможные потери от простоев и ряд других факторов. Например, при устранении последствий природных и техногенных катастроф, связанных со спасением жизни людей, пренебрегают экономическими факторами, доставляя требуемые механизмы воздушным транспортом, а для создания запасов на зимний и последующие периоды в северных районах завоз машин и оборудования целесообразно производить водным транспортом.

Транспортирование машин собственным ходом, на буксире, грузовых автомобилях и прицепах-тяжеловозах по улицам населенных пунктов и дорогам должно осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения.

Перед транспортированием ответственное лицо намечает маршрут движения, при необходимости согласовывая порядок движения негабаритного груза с дорожно-эксплуатационными, коммунальными организациями, ГИБДД и Госэнергонадзором. Самоходные машины подразделяются на три группы: со скоростью движения до 20 км/ч (экскаваторы, дорожные катки, грузоподъемные краны на пневмоходу);

скоростью движения 20...40 км/ч (скреперы самоходные, краны на спецшасси, погрузчики фронтальные одноковшовые и многоковшовые, автогрейдеры, бульдозеры и экскаваторы-погрузчики на базе пневмоколесных тракторов);

скоростью движения свыше 40 км/ч (все дорожные и машины коммунального хозяйства на базе автомобилей).

Транспортировать собственным ходом разрешается только исправные машины, поэтому предварительно проводят их внеочередное техническое обслуживание в целях устранения неисправностей и выполнения смазывания сборочных единиц ходового оборудования и органов управления. Прицепные машины, не снабженные тормозами, можно транспортировать только с помощью жесткой сцепки (буксира).

При транспортировании машин на прицепах-тяжеловозах необходимо использовать второй автомобиль, осуществляющий дополнительное торможение на крутых спусках и оказывающий помощь при буксировании на крутых подъемах. Перевозка машин на буксире и прицепах-тяжеловозах при гололеде и других неблагоприятных дорожных условиях запрещается.

На территории ЭП должна быть оборудована площадка (эстакада, платформа) для погрузки и разгрузки машин с грузовых автомобилей, прицепов-тяжеловозов, а также железнодорожных платформ и полувагонов (при наличии железнодорожного тупика). В случае отсутствия такой площадки погрузка и выгрузка производятся стандартными грузоподъемными средствами с использованием такелажных приспособлений, исключающих повреждение машин и их составных частей.

При приемке новых и отремонтированных машин от транспортных организаций по сопроводительным документам необходимо проверить число прибывших мест, целость упаковки и наличие пломб. При их повреждении соответствующие транспортные места вскрывают и проверяют комплектность и сохранность машин и их составных частей. Если при проверке обнаруживаются нехватка транспортных мест, отдельных составных частей машины и (или) их поломки, составляется акт о приемке оборудования (форма ОС-14) в присутствии представителя транспортной организации. Согласно Постановлению Министерства путей сообщения Российской Федерации за нарушение сроков доставки, утерю или повреждение груза в пути следования отвечает отделение дороги пункта получения. Отделение дороги пункта отправления отвечает за своевременную отправку груза и правильность его расположения в вагоне или на платформе. Претензии получателя должны быть рассмотрены в течение месяца. За груз, утерянный полностью или не подлежащий восстановлению, отделение должно заплатить всю его стоимость, указанную в сопроводительных транспортных документах; при повреждении груза оплачивается только сумма нанесенного ущерба. В любом случае при утере или повреждении груза отделение железной дороги должно вернуть все предварительные платежи, внесенные за доставку.

При расчетах времени, затрачиваемого на перевозку машин по железной дороге, исходят из того, что на доставку на расстояние до 200 км, включая погрузку и разгрузку, необходимы одни сутки, плюс 0,5 сут на каждые последующие 100 км.

Для предназначенных к транспортированию машин подбирают платформы соответствующих габаритных размеров и грузоподъемности, рассчитывают крепление и организуют их отправку в составе поезда, следующего к месту назначения.

При подготовке машин к транспортированию их открытые поверхности покрывают антикоррозионной смазкой, из систем питания, охлаждения и гидросистем удаляют соответствующие жидкости, двери кабин пломбируют, а стекла прикрывают деревянными или металлическими щитами, давление в шинах доводят до номинального, включают механические тормоза и стопорные приспособления, ценное оборудование и инструменты снимают и упаковывают отдельно.

Габаритные размеры машин, транспортируемых по железной дороге, должны соответствовать действующим правилам эксплуатации железныхдорог Российской Федерации, т. е. установленная на железнодорожной платформе машина должна вписываться в поперечный и высотный железнодорожные габариты. В противном случае машину разбирают. Под габаритом погрузки (ГП) подразумевают предельный контур, в который должен вписываться размещенный на открытых платформах груз при прохождении поезда на прямом горизонтальном отрезке пути. Этот контур представляет собой прямоугольник шириной 3250 мм и высотой 4000 мм, в верхней части которого размещена трапеция с длиной большего основания, равной ширине прямоугольника, с меньшим основанием, равным 1240 мм, и высотой 1300 мм. Таким образом, общая высота габарита погрузки от уровня верхней головки рельсов составляет 5300 мм. Машины, не вписывающиеся в указанный габарит погрузки, перемещаются по железной дороге без разборки только по специальному разрешению.

При размещении машины на платформе необходимо соблюдать равномерность нагрузки на рессоры вагонов. Допускается смещение центра массы машины по отношению к продольной оси платформы не более чем на 0,1 м. На двухосной платформе предельно допустимая высота центра тяжести машины массой до 15 т составляет 1,7 м, а машины массой 20 т - 1,6 м; на четырехосной платформе машин массой до 35 т - 1,8 м; до 40 т - 1,7 м, а более 40 т - 1,5 м.

Масса машины при установке на платформе должна распределяться по ее оси равномерно. Разница в осевой нагрузке допустима не более 4 т на двухосной платформе и 10 т - на четырехосной.

Для длинномерных грузов, установленных на сцепках платформ, необходима проверка возможности прохождения их по участкам железнодорожных путей с искривленным профилем.

Колесные и гусеничные машины с массой соответственно 24 и 25 т размещают на платформах согласно Техническим условиям погрузки и крепления грузов и руководству по эксплуатации конкретной машины. Схему размещения и крепления более тяжелых машин разрабатывает предприятие, являющееся владельцем машины, в соответствии с техническими условиями и согласовывает с представителями железной дороги. Закрепляют машины на платформе клиньями, поводками и растяжками, рассчитанными по максимальным сдвигающим машину силам. Под каждое колесо машины устанавливают дополнительные подкладки длиной, равной не менее 2,5 диаметров колеса, и с сечением не менее 50 х 200 мм. С внутренней или наружной стороны каждого колеса устанавливают также продольные или поперечные бруски. Растяжек, изготовленных из мягкой отожженной стальной проволоки диаметром 3,5... 6 мм, должно быть не менее четырех. Точные их число и состав указываются в руководстве по эксплуатации каждой машины, если же эти данные не приведены, требуемую прочность растяжек рассчитывают.

Погрузка машины на железнодорожные платформы осуществляется либо с погрузочных площадок, либо грузоподъемными машинами. Пример строповки автогрейдера ДЗ-122 при погрузке на железнодорожную платформу или другое транспортное средство показан на рис.  Для удобства зачаливания в подмоторной части его рамы сзади и в основной балке спереди вварены специальные крюки. Для закрепления на платформе под каждое колесо автогрейдера сзади, спереди и снаружи подкладывают брусья размером 160 х 100 х 600 мм, прибивают нижний брус к платформе 12 гвоздями диаметром 6 мм и длиной не менее 200 мм. Затем устанавливают четыре растяжки из проволоки диаметром 6 мм по восемь нитей в каждой пряди, две из которых крепят спереди за балку переднего моста, а две - сзади за корпусы осей заднего моста. Перед началом стягивания под петли растяжек в местах соприкосновения их с деталями машины устанавливают войлочные прокладки, а в конце стягивания в местах скрутки вставляют клинья, предотвращающие вытягивание растяжек.

Рис. Схема строповки автогрейдера

Транспортирование дорожных машин, автомобилей и тракторов водным путем производится в соответствии с Правилами перевозки грузов, буксировки плотов и судов речным транспортом. Грузят машины на суда собственным ходом с пристаней для погрузочно-разгрузочных работ или грузоподъемными механизмами. Для транспортирования используют баржи или понтоны. Крепится машина на судне так же, как на железнодорожной платформе.

Транспортирование техники по воздуху, обеспечивающее высокие скорости перевозок и в ряде случаев являющееся единственно возможным способом ее доставки, осуществляется в соответствии с Правилами перевозки пассажиров, багажа и груза по воздушным линиям Российской Федерации вертолетами грузоподъемностью до 40 т и самолетами грузоподъемностью до 80 т с размерами грузового трюма 4 х 4 х 20 м.

Грузовые самолеты и вертолеты могут перевозить бульдозеры, автогрейдеры и экскаваторы без демонтажа. При применении надежной подвески вертолеты и дирижабли могут транспортировать машину любых габаритных размеров без демонтажа. Для транспортирования машин в заболоченные районы используют грузовые платформы на воздушной подушке грузоподъемностью в несколько десятков тонн.

Следует избегать транспортирования машин по пересеченной местности и бездорожью. Однако бывают ситуации, когда передвижение по бездорожью неизбежно. В этих случаях необходимо предварительно обследовать труднопроходимые участки и определить способы их преодоления, т. е. требуется знать дорожный просвет, радиусы продольной и поперечной проходимости, передний и задний углы свеса, удельное давление колес и гусениц на опорную поверхность, сцепление ведущих колес с опорной поверхностью (сцепной фактор), минимальный радиус поворота машины. Например, знание дорожного просвета позволяет определить, какой высоты препятствие уместится между колесами или гусеницами машины. От продольного и поперечного радиусов проходимости зависит возможность преодоления машиной рвов, бугров и других неровностей. Увеличение углов переднего и заднего свесов позволяет повысить проходимость машиной канав, выступов и других препятствий. Меньшее удельное давление на опорную поверхность (определяемое для пневмоколесных машин номинальным давлением в шинах) обуславливает большую проходимость машины на слабых грунтах. Сцепление с грунтом увеличивается, если все колеса машины ведущие, а также с помощью специальных грунтоза-цепов и цепей. Меньший радиус поворота обеспечивает большую маневренность машины в стесненных условиях.

Рис. Схема крепления автогрейдера на железнодорожной платформе: 1 - растяжка; 2 - железнодорожный габарит; 3 - брусок

Таблица 3.1

Коэффициенты сцепления движителя (ф) и сопротивления движению (/) для различных опорных поверхностей

Движитель

Опорная поверхность

пневмоколесный

гусеничный

Ф

f

Ф

f

Асфальтобетонная и цементобетонная:

сухая

0,4. .0,5

0,01 ...0,02

0,5

0,05

влажная

0,12. ..0,3

0,01 ...0,02

0,5

0,05

Гравийная и щебеночная:

сухая

О

L/<

О

0,025...0,03

0,6

0,06

влажная

0,2. .0,3

0,025...0,03

0,6

0,06

Песчаная

0,1. .1,0

ОД ...0,15

0,4

0,15

Грунтовая:

укатанная

0,7. .0,9

0,035...0,045

0,7

0,07

неровная и грязная

0,15. ..0,2

0,04...0,06

0,6

0,08

Скользкая (грязь, снег, лед)

0,15. ..0,2

0,04 ...0,06

О

00

О

0,11...0,22

Снежная:

плотная

0,3. .0,4

0,035

0,5

0,2

рыхлая

0,15. ..0,2

0,05

0,4

0,4

При движении по пересеченной местности необходимо соблюдать следующие правила. На крутых подъемах нельзя переключать передачи и останавливаться. После преодоления подъема скорость машины надо довести до значения, обеспечивающего безопасность движения исходя из условий сцепления с дорогой и видимости. На крутых и длинных спусках скорость снижают тем больше, чем больше уклон. Если машину или автопоезд требуется остановить на подъеме или спуске, торможение производится без выключения сцепления и смены передачи. Если созданного при этом тормозного усилия недостаточно, пытаются погасить ускорение движения наездом на непреодолимое препятствие (ограждение, валун, столб и т.п.). На косогорах нельзя выполнять крутые повороты и быстро менять скорость движения во избежание возникновения сил инерции, увеличивающих опрокидывающую силу. Возможность проезда по дорогам с крутыми поворотами определяется минимально возможным радиусом поворота машины и другими показателями ее маневренности.

Перед переправкой машины или автопоезда вброд необходимо подготовить спуски и въезды в воду, проверить плотность дна и разметить маршрут вехами. Максимально допустимая глубина брода определяется по высоте расположения отверстий выхлопной трубы или воздухозаборника воздушного фильтра при их расположении в нижней части машины. Предназначенную для переправы вброд машину требуется предварительно подготовить: снять ремень вентилятора, поднять в безопасное место аккумуляторные батареи, защитить от попадания воды элементы электрооборудования, загерметизировать отверстия масляного щупа и патрубка для заправки масла.

Машина переправляется вброд на малой скорости, плавно, без рывков и остановок. Запрещается выключать двигатель на переправе, так как вода может попасть в систему выпуска отработавших газов, а остановка машины повлечет за собой вымывание донного грунта из-под колес и, следовательно, осложнит ее движение. Остановившиеся или забуксовавшие машины вытягивают на берег лебедкой или тягачом. Машину, преодолевшую брод, осматривают и возвращают в исходное состояние, т.е. надевают ремень вентилятора, монтируют аккумуляторные батареи, проводят разгерметизацию систем. Затем запускают двигатель и удаляют воду с трущихся поверхностей тормозных систем, нагревая их четырех-, пятикратным включением.

Перед транспортированием машин по снегу путь предварительно расчищают. Если это невозможно, необходимо знать, что максимальная толщина снежного покрова, преодолеваемого современными машинами напневмоколесном ходу, составляет 300... 500 мм, а на гусеничном - 300 мм. По снегу с плотностью 0,20... 0,25 г/см3, соответствующей его несущей способности 0,04...0,06 МПа, возможен проезд машин на гусеничном ходу, а при плотности снега 0,5 г/см3, соответствующей его несущей способности 0,8 МПа, -движение машин на пневмоколесном ходу. Для определения плотности и несущей способности снега в него с высоты, равной одному метру, вертикально в свободном падении отпускают стандартный инвентарный лом. Погружение лома на 1 м соответствует плотности снега 0,25 г/см3, а на 20 см - 0,5 г/см3.

Места с рыхлым и глубоким снегом преодолевают с разгона или в несколько заходов, направляя машину точно по старой колее. Намерзание снега на беговых дорожках вызывает перенапряжение гусениц, увеличивает сопротивление движению, а следовательно, вероятность их поломки и сброса. Во избежание этого ослабляют натяжение гусениц, делают остановки через каждые 200... 300 м пути, включают передачу заднего хода и двигаются назад 10... 12 м с целью очистки нижней ветви, а затем продолжают движение вперед.

Машины с пневмоколесным ходом на скользкой дороге и на снегу трогать с места следует плавно, предотвращая буксование. Если колеса все же буксуют, частоту их вращения плавно снижают до прекращения проскальзывания, а потом вновь плавно увеличивают. Если это не помогает, необходимо снизить на время движения машины по льду и снегу давление в шинах вдвое по сравнению с номинальным, а также использовать подручные средства, увеличивающие сцепление колес с дорогой (песок, мелкий щебень, шлак или ветки).

На скользких дорогах тормозной путь машин увеличивается в два-три раза, поэтому при скорости 20 км/ч они должны двигаться на расстоянии 40... 50 м друг от друга. Следует также избегать резких торможений и включений сцепления, т.е. отключения трансмиссии от двигателя, а также переключения передач и резких поворотов. Давление в шинах всех колес машины и натяжение гусениц обоих бортов должно быть одинаковым. При этом небольшие подъемы преодолевают с разгона, используя накопленную инерцию машины.

Перед транспортированием машин по ледовым переправам требуется проверить прочность льда и установить характер соединения ледового покрытия с берегами. Для увеличения прочности сопряжения льда с берегом устраивают искусственные въезды и съезды для машин из бревен и досок.

Несущая способность льда зависит от его толщины, структуры, температуры воздуха и химического состава воды. Толщина льда для конкретных условий (определенной скорости воды и существующего температурного режима) является постоянной, но наличие снега, ключей и родников вызывает ее уменьшение. Структура льда меняется по высоте, причем прочность верхнего мутного слоя, имеющего аморфную структуру, вдвое меньше прочности нижнего прозрачного слоя, имеющего кристаллическую структуру. При снижении температуры воздуха прочность льда повышается.

Перед перевозкой машин по мостам необходимо определить их техническое состояние и грузоподъемность, т.е. проверить состояние проезжей части и несущих конструкций у металлических мостов и состояние проезжей части, наличие деформаций, трещин и нет ли расхождения массива опор на отдельные части у железобетонных и каменных мостов. Если перед мостом нет указателя с его грузоподъемностью, можно использовать следующие данные. Мосты на автомобильных дорогах I категории выдерживают нагрузки до 600 кН (60 т), на дорогах II и III категорий- 200 кН (20 т), металлические мосты - 600 кН (60 т). Проезжать по мосту следует плавно на пониженной скорости. На мостах запрещаются остановка, обгон и торможение. Если грузоподъемность моста недостаточна, то через мост сначала переправляют тягач с пустым прице-пом-тяжеловозом, а затем транспортируемую машину собственным ходом.

Заболоченную местность рекомендуется объезжать, а если это невозможно, необходимо учитывать, что при движении машины в этом случае сцепление движителя с опорной поверхностью резко уменьшается, снижается сила тяги и одновременно увеличивается сопротивление движению. Колеса погружаются в слабый грунт, а буксующие гусеницы выбирают его из-под себя. В результате машина опускается и садится днищем на опорную поверхность. Поэтому перед преодолением заболоченных мест изучают выбранный маршрут. Глубину болот промеряют шестами диаметром 3... 4 см идлиной 2,5... 3 м, на концах которых имеются металлические трубы для извлечения проб донного грунта. Причем болота длиной до 200 м исследуют только по краям и в центре, а болота длиной более 200 м - через каждые 100 м маршрута. Для прохода гусеничных машин выбирают наиболее узкие и мелкие места. При этом допустимая толщина слоя торфа или другого слабого грунта не должна превышать дорожного просвета машины. Если эти условия невыполнимы, используют усиливающие покрытия - настилы из фашин, матов и щитов. Длина переносимых инвентарных щитов должна в два раза превышать длину передвигающихся машин, а их ширина должна обеспечивать удельное давление на опорную поверхность, не выше 0,03 МПа.

Передвижение машин и автопоездов по дорогам общего назначения имеет свои особенности. Перед ночной поездкой водитель автопоезда (машинист-оператор самоходной машины) должен особо тщательно осмотреть машину, проверить работу электрооборудования, световых приборов и устранить имеющиеся неисправности, а также уточнить габаритные размеры автопоезда (машины) и изучить по карте маршрут следования.

При появлении встречной машины ночью на расстоянии примерно 150... 100 м до нее следует переключить дальний свет фар на ближний. Ослепленный фарами встречной машины водитель должен снизить скорость и остановиться у обочины на время, необходимое для полного восстановления зрения. При езде по освещенным улицам включают только габаритные огни и ближний свет. Особое внимание требуется при пересечении регулируемых и нерегулируемых перекрестков и железнодорожных переездов.

В густом тумане при сокращении видимости до 10 м скорость движения уменьшают до 5 км/ч, а вне города рекомендуется периодически подавать звуковые сигналы и отвечать на сигналы других машин. На стоянке следует включать освещение. Обгонять, выезжать из ряда движения и буксировать машины в тумане запрещается.

При движении в дождь скорость снижают до 20 км/ч и включают стеклоочистители, при этом расстояние между движущимися машинами должно обеспечивать надежное их торможение, т. е. должно быть увеличено в два-три раза по сравнению со значением нормального тормозного пути.